ТЗ для копирайтера, или попросту «техническое задание» — детальная инструкция к требуемому тексту. Этой работой может заняться сам заказчик, самостоятельно, или привлекая «сеошника», таргетолога, других специалистов, посредника. А если есть возможность – поручает это своей команде и не принимает участие в процессе.
Для чего нужно готовить ТЗ
Хорошее ТЗ для копирайтера – это 50 % успеха на пути к получению отличного контента. Важно прописать не только технические показатели, но и стилистику изложения. У заказчика может быть свое видение идеального текста, у исполнителя – свое.
Статья должна выполнять определенную цель. Профессиональный копирайтер может составить собственное ТЗ, ориентируясь на потребности аудитории своего заказчика… Но такая работы в разы дороже, и выполнение займет больше времени.
Пока исполнитель пишет 1 статью, следуя инструкции, заказчик может сформировать еще 1-2 – для следующих текстов.

Что должно быть в ТЗ для копирайтера
Чтобы было понятно,как составить ТЗ копирайтеру, нужные пункты ниже разбиты на базовые и дополнительные. Окончательное задание зависит от типа ресурса, цели самого текста и даже финансовых возможностей заказчика.
Основа:
- Тема и план статьи. С этого начинается работа копирайтера – изучения тематики. Может не быть конкретного названия, но краткое описание тематики обязательно.
- Условия по стилю текста, можно с примерами сайтов конкурентов. Важны и стиль написания, и оформление.
- Технические показатели: уровень «воды» в тексте, уникальность, «тошнота» по слову, «словесный мусор». Последнее определение обозначает слова, которые в половине случаев можно убрать из текста без потери смысла.

Полное ТЗ для копирайтера дополняется пунктами:
- Описание целевой аудитории, ее проблем и выхода из них. Что обязательно должно быть в тексте, а какой информации лучше избегать. Это маркетинговая составляющая задания, она обязательна для бизнеса.
- Технические требования от сео-специалиста. Он собирает «ключевое ядро» — список самых актуальных слов и фраз, по которым пользователи могут попасть на сайт. Указывает их количество. Слова должны присутствовать в тексте, гармонично вписываться и не повторяться слишком часто. Здесь же указаны рамки рекомендуемого объема текста.
- CTA или призыв к действию. Выглядит как органично вставленная ссылка на покупку товара, подписку, заказ услуги и так далее.
- Изображение. Некоторые заказчики предпочитают оформлять текст самостоятельно. Можно заказать копирайтеру поиск изображений на фотостоках.
В каждом проекте будут свои требования к техническому заданию. В рамках одного проекта основные условия повторяются к каждому тексту:
- Показатель уникальности
- SEO
- Стиль написания
Самостоятельно заказчик редко составляет ТЗ для копирайтера. Обычно над ним работает сео-специалист, маркетолог. Контент-менеджер продумывает темы на определенный временной промежуток, создавая завлекающую воронку.

На что обратить внимание при составлении
Техническое задание должно быть составлено кратко, по сути. Но даже хорошо продуманная инструкция не гарантирует, что исполнитель не будет в процессе работы задавать уточняющие вопросы.
И это абсолютно нормально! При условии, что исполнитель старается сделать качественный текст, максимально отвечающий требованиям заказчика.
При оформлении обратите внимание:
- Указаны ли конкретные инструменты для проверки технических показателей текста. Каждый имеет собственный алгоритм, и результат проверки в разных программах может немного отличаться.
- Дедлайн. Он согласовывается с исполнителем и прописывается в задании.
Перед отправлением задания лучше проверить, все ли требования прописаны.

В каком виде оформить
Не так важно, в каком формате оформить ТЗ:
- Exel или его онлайн-аналоги в Google-таблицах, Яндекс-таблицах
- Программа Word, текстовые онлайн-редакторы в Google или Яндекс
Главное – дать хотя бы краткую инструкцию, каким должен получиться текст.
Совет: Первое созданное ТЗ можно использовать как шаблон ТЗ для копирайтера корректировать под последующие статьи. В копии заменяется часть пунктов в зависимости от темы.
Примеры идеального ТЗ с точки зрения копирайтера
Адекватное, комфортное ТЗ – мечта любого исполнителя. В статью добавлены 5 подробных примеров ТЗ копирайтеру.

Варианты последствий от работы с копирайтером без ТЗ
Последствия такой работы могут быть разными, и зависит от опытности и ответственности фрилансера. Ответственный, опытный копирайтер выполнит работу на свое усмотрение. Он будет опираться на общие требования:
- Оформление статьи в текстовом редакторе
- Средние общие технические показатели по уникальности, содержанию «воды», ключевым словам
- Структурирование статьи на усмотрение копирайтера
Контент будет неплохим, но выполнит ли он свою задачу – большой вопрос. Для информационного блога или онлайн-журнала он может и подойдет. Для бизнеса – нет. Текст нужно будет дорабатывать под конкретные задачи, о которых заказчик заранее не сказал. Правки вносит сам клиент, ругая на чем свет стоит «нехорошего» копирайтера, или отправляет на доработки. Вероятный итог – испорченные отношения между заказчиком и исполнителем, постоянный поиск нового копирайтера.
Другой вариант развития событий – исполнитель напишет текстовое «полотно», особо не заморачиваясь его качеством. Такой материал никак нельзя использовать! Статьи с низкими техническими показателями не помогут продвинуть ресурс, испортят репутацию и отпугнут читателей. Поисковые системы будут считать его некачественным, бесполезным для пользователей интернета. Как результат – отодвигать его как можно дальше в поисковой выдаче.
Заключение
Даже коротенькое ТЗ для копирайтера – гарантия взаимопонимания между автором и заказчиком. И как результат – текст будет максимально близок (а может и на все 100 %) к ожиданиям.
Если заказчик не знает, как составить ТЗ для копирайтера, можно найти помощника с опытом. В противном случае клиенту нужно самому изучить несколько направлений и на практике учиться создавать ТЗ, постепенно корректируя их. А примеры ТЗ для копирайтера из этой статьи помогут создать первое задание для фрилансера.